История развития русского рока

Русский рок

Русский рок появился в конце XX века и основывался на веяниях зарубежной музыки. Но так было только в начале, со временем течение превратилось в самобытное явление с армией поклонников. Рок отличался от остальных направлений не только новым звучанием, но и тем, что в любой песни смысл текстов имел первоочередное значение.

Известные исполнители русского рока

В 60-70 годы сформировались первые русские рок-группы, такие как «Интеграл» (Михаил Арапов и Бари Алибасов), «Машина времени». Настоящим камнем преткновения для музыкантов было отсутствие студий звукозаписи, а точнее, их недоступность. Поэтому альбомы приходилось записывать и тиражировать самостоятельно. Страдало качество звука, была проблема с распространением. Чаще всего песни исполнялись на «квартирниках» и, собранных с помощью сарафанного радио, концертах.

Машина времени

Группа Машина времени

История русского рока необычна, так как описывает целый период сформировавшейся субкультуры. Для того, чтобы выступать официально, любой группе нужно было примкнуть к филармонии или дому культуры и стать легальным вокально-инструментальным ансамблем (ВИА). Но на деле, удавалось это единицам. К примеру, «Интеграл» смог добиться разрешения на гастроли и стал первой группой, получившей подтверждение от Министерства Культуры. Они отличались от других групп, выступающих на сцене: неординарные костюмы, звуковой ряд (стереофонический звук), абсурдная пластика движений. На базе филармоний создаются такие профессиональные коллективы, как «Автограф» и «Диалог».

Группа Интерграл

Группа Интерграл

Майк Науменко, основатель «Зоопарка» под влиянием Бориса Гребенщикова (лидер группы «Аквариум») стал писать тексты на русском (до этого англоязычные тексты, неизвестные публике). Два года был гитаристом в «Аквариуме» и записал совместно с БГ альбом «Все братья – сестры». В 1981 году создал свою группу «Зоопарк» («Пригородный блюз», «Уездный город N», «Позвони мне рано утром»).

Борис Гребенщиков и Майк Науменко

Борис Гребенщиков и Майк Науменко в 1985 году

В 80-е возникают стилевые направления, такие как: фолк-рок, панк-рок, тяжелый металл, арт-рок, прогрессив-рок и другие. Глотком свежего воздуха для многих групп стал фестиваль «Тбилиси -80». После него приходит вторая волна и слушателю открываются следующие исполнители русского рока: «Странные игры», «Кино», «Аукцыон», «Алиса», «Пикник», «Альфа», «ДДТ, «Урфин Джюс». На сегодняшний день они уже стали классикой русского рока. С заметным ажиотажем аудитория раскупает следующие альбомы: «Второй фронт» («Агата Кристи»), «Группа крови» («Кино»), «Я получил эту роль» («ДДТ»), «Простые вещи» («Звуки Му»).

Агата Кристи — Второй фронт (альбом)

Кино — Группа крови (альбом)

К середине 80-х начались гонения, вокалистка «Браво» Жанна Агузарова и лидер «Воскресения» Алексей Романов даже успели побывать под арестом. Многие концерты запрещались. Музыка русский рок была течением новым, неординарным – своеобразным протестом. Зарождаются первые клубы, один из них «КМ», находящийся в здании кафе-мороженого, отсюда и такое название-аббревиатура. Центрами рок — культуры являлись Ленинградский клуб и «Рок-лаборатория» в Москве. Они открыли поклонникам этого движения лучшие русские рок группы. К основателям Ленинградского рок — клуба относят Николая Михайлова, так же у истоков стоял Владимир Рекшан.

Ленинградский рок клуб

Яркие представители ленинградского рок клуба на квартирнике

В клубе все музыканты знали друг друга, самое главное, что им дало участие в этом объединении – это возможность легализовано играть рок, участвовать в многочисленных фестивалях. Борис Гребенщиков, с которого начался живой русский текстовый рок (по мнению критиков), участвовал в пяти фестивалях Ленинградского рок – клуба. БГ продюсировал первый альбом «Кино». А в 1992 году его легендарная группа «Аквариум» пережила второе рождение в новом составе – «Аквариум 2.0».

Аквариум — Сестра

Московская рок – лаборатория впервые была основана Мусурманкуловым Булатом, в дальнейшем организатором стала Ольга Опрятная. Клуб объединил нашумевшие коллективы 80-х («Ария», «Крематорий», «Черный Обелиск», «Коррозия металла», «Ногу свело!» и другие).

Чёрный Обелиск — Стена

В 1986 состоялся первый концерт «Арии» и с этого момента они собирают полные залы. На тот момент, у группы много недоброжелателей, но негативные прогнозы не сбываются – «Ария» на подъеме.

Ария — Герой асфальта (альбом)

 

В регионах формируются свои коллективы, у которых немало почитателей. В Сибири это «Гражданская оборона», Янка Дягилева, «Калинов мост».

Сибирский панк рок

Представители сибирского рока. Среди них Олег «Манагер» Судаков и Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин

Свердловский клуб выделяет таких исполнителей, как Настя (Анастасия Полева), «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи».

Наутилус Помпилиус — Я хочу быть с тобой (1987 год)

Лучшие хиты русского рока входят в сборники под названием «Легенды русского рока», выходящие с 1996 года и выпускаемые компанией MorozRecords.

Легенды русского рока

В 90-х большинство групп стремятся переиздать те свои композиции, что раньше распространялись самиздатом. Эти песни повторно крутят по «Наше радио», «Радио Максимум». Вновь происходит своеобразный толчок, который приводит к появлению других жанров. Новые группы исполняют гранж, брит-поп, симфо-метал: «Пилот», «Король и Шут», «Би-2», «Мумий Тролль», Эпидемия и другие.

Эта субкультура оставила за собой значительный след в истории и продолжает развиваться, периодически создавая новые жанры. Тематика протеста остается актуальной и по настоящее время, успеха добились группа «Lumen» и Louna. Про русский рок можно услышать много разных, порой противоречивых мнений, но истина одна – не заметным это течение не осталось.


Советуем также прочитать:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментария к записи “История развития русского рока”

  1. Аркадий:

    Люблю русский рок, но слышал, что многие песни наших исполнителей были, так сказать, позаимствованы у зарубежных коллег. Например, Беспечный ангел Арии. Так ли это? Было бы интересно почитать обзор на эту тему. 

    • Admin:

      По поводу песни Беспечный ангел. Да, это кавер, исполненный Арией, на песню группы Golden Earring. Я бы сказал, что заимствованных песен не так уж и много. И если группа всё таки включает их в свой альбом, то указывает автора песни. Хотя иногда в песнях русского рока можно услышать моменты похожие на западный рок. И объективно говоря разнообразие западной музыки несомненно больше, чем нашей. А по поводу новой темы для статьи — спасибо. Мы постараемся уделить этому внимание. Следите за обновлениями!

  2. Виталий:

    Русский рок несет в себе что-то особенное. Зарубежные исполнители не могут так поднять моё настроение или помочь сосредоточиться. Одна из любимых это Парк Горького (Gorky Park). Если не ошибаюсь это они на MTV в то время засветились?

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика
Вверх