Обращение музыкальных интервалов

obrashenie-intervalov-v-muzike

Интервалом называются два последовательно или одновременно взятых звука. Способ исполнения (мелодические и гармонические), характер звучания (консонирующие и диссонирующие), количество октав в составе (простые и составные) определяют виды интервалов в музыке. Если звуки интервала взять один за другим, интервал получится мелодическим (восходящим или нисходящим). Одновременно взятые два звука делают интервал гармоническим.

Виды интервалов в музыке

Название интервала всегда читается от основания (нижний звук) к вершине (верхний звук), за исключением мелодических нисходящих, которые читаются от вершины к основанию с указанием направления движения.

У каждого интервала есть качественная и количественная величина. Количество ступеней, из которых состоит интервал, является его количественной (ступенной) величиной. Количество тонов и полутонов, из которых состоит интервал, является его качественной (тоновой) величиной. Название интервала зависит от количества составляющих его ступеней и тонов.

Простыми называют интервалы, образующиеся в рамках октавы, всего их 8. В названии интервалов используются количественные числительные на латинском языке, которые показывают, какой по счету ступенью является верхний звук по отношению к нижнему. Также используется сокращенное обозначение цифрами.

Поскольку между двумя соседними ступенями может быть от полутона до тона, для описания качественной величины интервала прибегают к словам: малая, большая, увеличенная, уменьшенная, чистая. Между основными ступенями в пределах октавы чистыми получаются прима (0 тонов), кварта (2,5 тона), квинта (3,5 тона) и октава (6 тонов), малыми и большими — секунда (0,5 тона и 1 тон), терция (1,5 тона и 2 тона), секста (4 тона и 4,5 тона), септима (5 тонов и 5,5 тона), увеличенной — кварта (3 тона), уменьшенной — квинта (3 тона). Эти интервалы называются основными или диатоническими. Понизив или повысив на хроматический полутон одну из нот, составляющих диатонический интервал, можно этот интервал уменьшить или увеличить. Исключением является чистая прима — ее можно только увеличить. Из чистых и больших интервалов получаются увеличенные, из чистых и малых — уменьшенные интервалы.

Составные интервалы в музыке — это интервалы, которые шире октавы. Они образуются с помощью прибавления к простому интервалу нужного количества дополнительных октав.

Консонирующие интервалы — чистые прима, октава, кварта, квинта, малые терция и секста, большие терция и секста — по характеру звучания созвучные, согласные, сливающиеся. Считающиеся диссонирующими — малая и большая секунды, «тритон», малая и большая септима — звучат резко, разнозвучно.

Обращения интервалов в музыке

Обращение простого интервала заключается в переносе его основания на октаву выше либо его вершины на октаву ниже. Интервал и его обращение в сумме составляют октаву (6 тонов), а значит обращение интервала дополняет сам интервал до октавы: секунда обращается в септиму, кварта — в квинту, терция — в сексту, прима — в октаву.

Правила обращения интервалов: чистые интервалы обращаются в чистые, большие и малые — друг в друга, увеличенные и уменьшенные — друг в друга, дважды увеличенные — в дважды уменьшенные, дважды уменьшенные — в дважды увеличенные.

Обращение интервалов из консонирующих интервалов делает также консонирующие, а из диссонирующих — диссонирующие.

При обращении составных интервалов верхний звук переносится на 2 октавы вниз, либо основание — на 2 октавы вверх, в результате чего обычно образуется простой интервал. Существует дополнительный способ обращения сложных интервалов: звуки перемещаются во встречном направлении на октаву или две.

Зная правила обращения интервалов, легко находить более широкий интервал по его обращению.

В первой части «Лирической сюиты» Альбана Берга не только используется серия из 12-ти разных интервалов, но и периодически повторяется музыкальный фрагмент, заканчивающийся обращением того интервала, с которого начинается.

Обращения интервалов в музыке интересны тем, что интервалы аккордов тоже могут обращаться, при этом производный аккорд будет иметь новое, необычное звучание. Кроме того, в полифонии используется прием «двойной контрапункт октавы», когда нижняя и верхняя мелодии меняются местами, при этом происходит обращение всех интервалов между ними. Двойной контрапункт применяют Бородин во II части Квартета No 1, Бах в «Искусстве Фуги».


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика
Вверх