
Многим людям, а особенно музыкантам, знакомы такие словосочетания, как «тёплый ламповый звук», «ламповое звучание». Понятное дело, что таким звучанием обладают ламповые усилители. Давайте вместе разберёмся с ламповыми гитарными усилителями. Рассмотрим различных производителей и их модели, а также послушаем примеры. Те, кто не знаком с ламповыми усилителями, подробно освоят эту тему, а более опытные музыканты, надеюсь, найдут для себя интересную информацию.
Строение гитарных ламповых усилителей
Для начала напомню, что гитарный усилитель состоит из следующих частей: предусилитель (или преамп), усилитель мощности и кабинет (динамик для воспроизведения звука и его корпус). В классических гитарных комбоусилителях преамп и непосредственно усилитель собираются на лампах. Наиболее распространёнными лампами являются модель 12AX7.
А вот как выглядит гитарный комбоусилитель, собранный на лампах изнутри. Собственно невооружённым глазом можно увидеть четыре лампы. Этот экземпляр от компании Fender 1956 года выпуска.
Для интересующихся радиолюбительством приведу пример одной из схем лампового гитарного усилителя.
Так как первыми усилителями для гитары были именно ламповые экземпляры, то их принято считать за эталон. Модели, произведённые в 50-х или 60-х годах двадцатого века, являются большим раритетом, а также очень ценятся серьезными музыкантами и если их продают, то за очень большие деньги. Вообще, наверное, каждый гитарист мечтает иметь у себя ламповый комбик. Современные аппараты именитых брендов также стараются делать наподобие старых, эталонных. Используют в конструкции лампы, но также применяют и современные технологии. В названии таких моделей чаще всего присутствуют названия их предшественников в дань памяти, а также для более успешного маркетинга.
Легендарные ламповые усилители для электрогитары
Одними из первых гитарные усилители начала выпускать компания Fender. Было это в конце 40-х годов двадцатого века. Все усилители того времени были именно ламповыми. Да и вообще электроника основывалась на лампах. Одним из легендарных комбиков фирмы Fender стала модель Bassman. Изначально этот усилитель создавался для бас гитар, но музыканты экспериментировали со звуком и оказалось, что Fender Bassman отлично подходит для электрогитары.
Fender Bassman
Также можно отметить такие фирмы, как Marshall и Vox, которые свой путь начали в середине двадцатого века. Их модели Marshall JTM45 и VOX AC30 по праву можно назвать легендарными.
Marshall JTM45
Модель VOX AC30 была выпущена в 1959 году.
VOX AC30
Также можно привести пример легендарного усилителя Hiwatt DR103 на котором играл знаменитый Дэвид Гилмор из группы Pink Floyd.Hiwatt DR103
Итак, примеры звучания разных производителей и моделей мы с вами услышали. Теперь необходимо перейти к перечислению плюсов и минусов, которые свойственны большинству гитарных ламповых усилителей.
Плюсы ламповых гитарных усилителей:
- Динамика, ярко выраженная атака;
- Объемность звука;
- Громкость и чувствительность имеют широкий диапазон;
- Красота перегруженного звучания.
Минусы ламповых гитарных усилителей:
- Большие габариты и немалый вес;
- Недолговечность ламп (необходимо довольно часто их менять);
- Присутствует «микрофонный эффект»;
- Своего непосредственно качественного звучания достигают на большой громкости;
- Усилители греются, часто необходимо дополнительное охлаждение.
Приведу в пример усилитель для гитары Fender ’68 Custom Twin Reverb. Это не переиздание, а именно дань памяти прошлому поколению усилителей.
Fender ’68 Custom Twin Reverb
Самое главное на мой взгляд это то, что все плюсы и минусы ламповых усилителей для гитары вы сможете ощутить только поиграв на них. При чём лучше всего на нескольких моделях разных производителей, чтобы ощутить все тонкости и нюансы.
На этом сегодняшнее повествование подходит к концу. Напишите в комментариях свои впечатления об использовании ламповых гитарных комбиков. Какие именно модели вы используете.
Интересная статья, никогда бы не подумала, что для плавного звука необходимо еще использовать усилители. А какие гитарные усилители используются в наше время?
Ведь сейчас и аппаратура другая, все связано с электроникой!
Сейчас производят и ламповые усилители и транзисторные. Спрос есть на разные виды. Кстати, старые ламповые усилители очень сильно ценятся.
Когда в первый раз поиграешь на ламповом аппарате после транзисторного, то уже не задумываешься ни о каких минусах. Потому что ощущения при игре на лампе и транзисторе — это небо и земля. Ознакомительная статья с экскурсом в историю весьма неплоха. Fender Bassman на видео — огонь! Этому комбику же более полувека! Сколько разных музыкантов на нём переиграло — интересно
Полностью согласен про различия лампы и транзистора.