Секвенция в музыке

Секвенция

Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём.Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).

Простейший пример секвенции

Пример секвенции

Терминология для составных частей секвенции следующая.

Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.

Секвенция позволяет прочувствовать звучание музыкального оборота на разных ступенях. Служит неким «сцеплением», способна связать части произведения в единое целое.

Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).

Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)

Виды секвенций в музыке

Возможны различные масштабы секвенций:

  • микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
  • макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.

Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:

  • диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
  • хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.

По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.

По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.

По степени точности:

  • строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
  • свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.

По типу распределения:

  • квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
  • неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.

Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.

Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.

Гендель — Пассакалия

Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:

  • «Времена года — Июль» (диатоническая);
  • вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).

П.И. Чайковский — Времена года. Июль.

П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»

Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.

А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.

Восходящие секвенции на гитаре

Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.

Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика
Вверх