Джеффри Арнольд Бек – гитарист, автор песен, лидер нескольких коллективов и сольный исполнитель родом из Великобритании. Его творчество стало определяющим для рока 1960—1970-х годов, благодаря Беку развитие получил блюз-рок и фьюжн. За свои достижения исполнитель был награжден премиями «Грэмми» общим числом 7 штук, в 1990 году стал самым выдающимся гитаристом планеты (по версии журнала The Observer), в 2003 был включен в 100 лучших гитаристов журналом Rolling Stone, а в 2009 – журналом Classic Rock.
Ранняя жизнь
Джефф Бек был рожден в семье Арнольда и Этель Бек в городке Веллингтон, что на юго-западе Великобритании. В детстве будущий гитарист пел в хоре при местной церкви, посещал музыкальные кружки. До появления гитары Бек пытался освоить рояль, ударные и виолончель. А первый свой инструмент исполнитель постарался сделать сам из сигарных коробок. После школы Джефф Бек отправился получать знания в Уимблдонский колледж искусств. В колледже своенравному гитаристу не особо и нравилось, поэтому спустя пару лет учебы Бек отправился постигать искусство гитарной игры на практике. Первым коллективом для молодого музыканта стала группа Лорда Сатча, где Джефф Бек был бэк-гитаристом. После этого в 1964 году (эту дату многие исследователи творчества Бека называют началом его профессиональной карьеры) исполнитель вошел в состав группы Tridents. Там он пересекся с Джимми Пейджем, который обладал в те годы чуть большей репутацией.
The Yardbirds
Пейдж заметил в своем друге что-то особенное, что и повлияло на его рекомендацию Бека в группу The Yardbirds. В этом коллективе в марте 1965 года Джефф Бек заменил самого Эрика Клэптона (интересно, что верный блюзу Клэптон, первоначально рекомендовал на свое место как раз Джимми Пейджа, но тот не захотел расставаться с прибыльной студией). В новой группе Бек получил мощный творческий импульс, только усилившийся с приходом второго гитариста. По иронии судьбы им оказался старый знакомый Джимми Пейдж! Блистательный состав с Беком и Пейджем во главе играл совсем недолго, меньше года, но за это время успел поразить слушателей и критиков свежестью, динамизмом и мастерством исполнения. Благодаря Беку The Yardbirds попали в кинематограф – группа исполнила свою композицию «Stroll On» в итальянском фильме «Blow-Up» в 1966 году. При участии Джеффа коллектив выдал едва ли не лучший свой сезон, однако молодое дарование покинуло группу. Когда The Yardbirds гастролировали по США, гитарист Джефф Бек решил отдохнуть от музыки. Есть версия и самого музыканта – болезнь. Как бы там ни было, но уже спустя год Бек вновь вернулся на сцену.
The Jeff Beck Group
В конце 1967 года Джефф Бек собрал собственную группу, в которую вошли: Род Стюарт (вокал), Рон Вуд (бас), Мики Уоллер (ударные), Ники Хопкинс (клавишные). The Jeff Beck Group играли, преимущественно, блюз и блюз-рок, творя новые основы металла. В 1968 году вышел мощнейший для всей карьеры Бека альбом под названием «Truth», который ознаменовал конец дружбы гитариста с Джимми Пейджем. В целом весь альбом был использован группой Led Zeppelin в качестве ориентира, но песню «You Shook Me» Пейдж добавил в собственный альбом, чем вызвал настоящий гнев Бека. После успеха первого альбом The Jeff Beck Group не показали ничего гениального, и в 1970 году группа распалась. А совсем скоро после этого сам Джефф Бек попал в неприятную аварию, вследствие чего вынужден был оставить работу на несколько месяцев.
Вторая версия и «трио мечты»
После периода восстановления, в 1971 году гитарист собрал новую инкарнацию The Jeff Beck Group с клавишником Максом Миддлтоном, барабанщиком Кози Пауэллом, басистом Клайвом Шаманом и вокалистом Бобби Тенчем. Коллектив записал несколько альбомов, которые не были успешны. А пластинка «Rough and Ready» так вообще стала худшей в карьере Бека, о чем он предпочел бы не вспоминать. Спустя год после основания The Jeff Beck Group второй версии распались. А Джефф уже был мыслями в новом проекте – мощном инструментальном трио вместе с Кармином Эпписом на ударных и Тимом Богертом с бас-гитарой. Но и эта группа записала всего один альбом, совершила тур по Японии, подверглась агрессивной критике и распалась в 1973 году. После этого гитарист Джефф Бек уже не пытался сам организовать коллективы, а вел сольную карьеру и участвовал в проектах других музыкантов.
Сольная карьера
Вся последующая карьера Бека была чередой творческих вспышек и долгих лет затишья между ними. Основными периодами творчества для гитариста были:- 1975—1977: игра в стиле фьюжн с Жаном Хаммером, альбомы «Blow by Blow» и «Wirred».
- 1980: альбом «There and Back» с теми же коллегами.
- 1985: поп-рок альбом «Flash» в сотрудничестве с многими звездами.
- 1989: рок, блюз и регги альбом «Jeff Beck's Guitar Shop», отмеченный «Грэмми».
- 1993: альбом «Crazy Legs» – трибьют Джина Винсента и Клиффа Гэллапа.
- 1999: альбом «Who Else!», известный экспериментами с электроникой новыми технологиями.
- 2001: альбом «You Had It Coming», промо-кампания которого была отмечена туром по Европе и США со звездами мирового рока.
Последующие альбомы Джефф Бек выпускал в 2003, 2010—2011 и 2016 годах. Все они не претендовали на что-то уникальное, а потому и не вызвали резонанса. В последнем на данный момент творении 72-летнего гитариста под названием «Loud Hailer» Бек звучит современно и свежо. Это лишний раз доказывает, что даже на закате карьеры гитарист-виртуоз остается мастером своего дела.
Гитары исполнителя
На разных этапах своей карьеры Джефф Бек использовал разные гитары, каждая из которых была отмечена особенным событием или периодом:
- Fender Telecaster. В The Yardbirds у Бека не было своего инструмента, поэтому он играл на бывшей гитаре Эрика Клэптона.
- 1954 Fender Esquire. Первая личная электрогитара Джеффа Бека, на которой он исполнил почти все ранние песни. Была куплена гитаристом в ходе турне с The Yardbirds, и до сих пор Бек называет ее одной из любимых. Также в The Yardbirds Бек играл и на 1959/60 Gibson Les Paul.
- 1959 Gibson Les Paul. Эту гитару вместе с 1954 Gibson «Oxblood» Les Paul и 1954 Fender Stratocaster Джефф Бек использовал во время игры в The Jeff Beck Group. Вплоть до 1974 года гитары участвовали в разных записях, но основной оставалась та самая 1954 Fender Esquire.
- 1959 Fender Telecaster «Tele-Gib». Электрогитара Джеффа Бека, купленная вместо любимой Esquire, стала основной в 1970-е годы. В частности, с ней был записан альбом «Blow by Blow».
- Jackson Soloist «Tina», Jackson Soloist #2, 1955 Gretsch 6128 Duo-Jet, Gibson L-5. Все гитары использовались почти в равной мере на протяжении 1980-х годов, хотя 1955 Gretsch 6128 Duo-Jet Джефф Бек любил больше всего.
- Fender «Jeff Beck» Signature Stratocaster. Целая авторская серия гитар самого Бека, которые использовались в записях и на концертах 1990-х и начала 2000-х годов.
- Fender Custom Shop Relic ’51 Nocaster и 1958 Gibson Les Paul Custom Shop Reissue. Инструменты, на которых Джефф играет в последнее время.