Тэппинг

tapping

Для тэппинга (от английского tap — стучать) характерно извлечение звука лёгкими ударами пальцев по струнам гитары в пространстве между ладов на грифе. Собственно, способ этот используется не только для гитары, а и для любых струнных инструментов — существует даже мнение, что сам Паганини экспериментировал с этим приёмом. Долгое время использовался тэппинг и для игры на многих народных струнных инструментах, особенно восточных. Но в полной мере развернуться ему дало лишь появление электрогитары.

История появления тэппинга

Кто же стал первым гитаристом, который ввёл тэппинг в обиход концертных номеров и виртуозных соло? Как и многие другие удивительные вещи, тэппинг можно назвать скорее продуктом коллективного творчества. Ещё в начале ХХ века был распространён приём vibration, пользуясь которым музыкант зажимал аккорд ударом левой руки по струнам. Правая рука при этом исполняла совершенно другую партию. Это было начало для нового способа игры, хотя от классических инструкций vibration не отклонялась — метод даже имел особые обозначения в нотной записи.

До тэппинга было рукой подать. Ведь оставалось лишь привлечь вслед за левой и правую руку, и вот уже выходит современный метод тэппинга на гитаре. Но распространения такая игра не получила. Во-первых, акустическая гитара не предназначена для такой «фортепианной», стучащей техники игры. Звук выходил очень тихим и подчас смешивался даже с дыханием музыканта. Во-вторых, после удара по струне акустической гитары звук получается нечистым — вместо красивой тэппинговой партии слышно колебание части струны от пальца до верхнего порожка.

Решить все эти проблемы смогла лишь электрогитара — на ней призвуки были не слышны, а для всего прочего существовал усилитель с регулируемой громкостью. Первыми экспериментаторами, которые в середине 1950-х ввели тэппинг в обиход, были гитаристы Мерл Трэвис и Джимми Уэбстер. Последний чаще всего использовал его для авторской интерпретации многих джазовых тем, но подобная новая и странная техника «игры ударами» не нашла одобрения у более опытных исполнителей. Известно, что Джимми Уэбстер даже в среде джазовых исполнителей считался чудаком и экспериментатором. К сожалению, аудиозаписей этого периода с демонстрацией возможностей тэппинга не сохранилось.

А что же дальше

Тэппинг вернулся в умы и технику игры молодых гитаристов через несколько лет. В 1955 была запатентована специальная двухгрифовая электрогитара Duo-Lectar, которую называют первым тэппинговы инструментом. Она была создана на заказ для Дэйва Банкера, малоизвестного тогда начинающего гитариста, его отцом. Он играл на двух грифах одновременно и при этом часто использовал технику ударов. Инструмент дорабатывался и в 1961 году вышел образец с расширенными возможностями, больше похожий на современные. Дэйв Банкер занимается производством таких нестандартных гитар до сих пор, а его экспериментальные версии объединяют тэппинговый гриф даже с бас-гитарой. Использование такого инструмента требует определённых навыков, но зато на выходе получается настоящий человек-оркестр.

Дэйв Банкер c Duo-Lectar

Dave-Bunker

Двухгрифовая гитара — отнюдь не единственный нестандартный инструмент, который родился благодаря тэппингу. Эммет Чэпмен, также начинавший как молодой перспективный гитарист, в 1974 году вступил в роли конструктора. Он создал стик-гитару, от слова stick — палка. Эта электрогитара имела, по сути, только гриф, на котором и играл музыкант.

Эммет Чэпмен и его stick

Emmet-Chapman

Известные исполнители

Гитарист Эдди Ван Хален был первым музыкантом, который сумел не только донести всю красоту тэппинг-техники до широкой аудитории слушателей, но и убедить исполнителей в том, что тэппинг на гитаре заслуживает внимания. Знамя Ван Халена подхватил Стив Хэккет из «Genesis», запись игры которого впервые появилась на пластинках и на радио.

 

С появлением на сцене Стенли Джордана произошёл настоящий переворот. Сам по себе виртуозный гитарист, он не боялся использовать новые и нестандартные техники и стили, и тэппинг стал его любимым коньком.

Игра тэппингом Стенли Джордана

Различные разновидности тэппинга до сих пор популярны и используются многими рок-музыкантами.

Тэппинг на бас гитаре



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Яндекс.Метрика
Вверх