Если Вы освоили переменный штрих и хотите дальше развивать свое мастерство игры на гитаре, то пришло время изучить интересную технику игры на гитаре – свип. Свип (от англ. sweep – смахивать; также свиповый штрих — sweep picking) – одна из техник игры на гитаре, заключающаяся в том, что гитарист «сметающим» движением вверх и вниз извлекает звуки, получая при этом особый ряд нот. Когда ряд нот исполняется быстро вверх и вниз, особенно проявляется классическое звучание, отличное от блюзового.
Для чего нужен свип на гитаре
Свип был изобретен джаз-фьюжн гитаристом Фрэнком Гамбале, преподавателем музыкального института в Лос-Анджелесе в 1980-х. Подражая фортепиано и саксофону, Фрэнк открыл свип, позволяющий повысить скорость игры на гитаре, играть более сложные партии и улучшать свое мастерство. Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) в обучающем видео Monster Licks прекрасно объясняет свой подход. Данное видео 1988 года является обязательным к просмотру для тех, кто интересуется развитием техники свип на гитаре.
Данная техника очень часто используется с арпеджио. В некоторых случаях для извлечения звуков гитаристы используют вместо переменного штриха (hammer-on и pull-off) легато в особенности в нижнем и верхнем участках арпеджио. Любой гитарист может включить свип в существующий репертуар либо использовать его в индивидуальных гитарных соло. Овладев свипом, Вы сможете применять данную технику к практически всем приемам игры на гитаре. Свип на гитаре можно продолжить техникой тэппинга.
Свип и гениальные гитаристы
В своих импровизациях свип на гитаре использовали Барни Кессел, Таль Фарлоу и Лес Пол. Ричи Блэкмор использовал свип на электрогитаре в композициях “April” Deep Purple и Rainbow “To kill a king”. Ингви Мальмстин, очарованный исполнением скрипача Николо Паганини, пытался подражать звучанию скрипки, и усовершенствованная техника позволила Ингви исполнять быстрые партии и сложные композиции. Ингви повлиял на таких гитаристов как Марти Фридман, Вини Мур, Алексии Лайхо, Джефф Лумис, Джейсон Беккер. Chet Atkins, гений кантри-гитары, нередко свою фирменную технику hybrid-picking, когда он играл одновременно медиатором и пальцами, заменял исполнением арпеджио свипом.
Как играть свипом
Перед тем, как играть свипом, помните, что основное правило хорошей игры свипом на гитаре состоит в синхронной игре левой и правой рук, а медиатором ударяют по каждой ноте, плавно снимая пальцы с каждой струны. Свип играется на нескольких струнах: от 2 до 6.
Ниже предлагаем Вам ряд упражнений, при выполнении которых Вы понемногу будете повышать свое мастерство приема свип на электрогитаре. Не забывайте, что свип означает равномерное и непрерывное извлечение звуков. Свип на электрогитаре характеризуется также тем, что при свободном извлечении звуков появляются шумы и помехи. Необходимо глушить струны ребром правой руки. На качество звука это не влияет, но помогает избегать шумов. Каждая струна, не участвующая в игре, должна быть заглушена.
Рекомендуем начинающим гитаристам не хвататься за сложные партии и пытаться исполнять их в быстром темпе. Используйте метроном, отрабатывайте упражнения медленно. Только после успешной игры повышайте темп. Отрабатывайте перекатывание пальцев и держите руки всегда в расслабленном состоянии, иначе тренировки не дадут нужного эффекта.
Примеры упражнений
Упражнение первое. Необходимо скользить медиатором по струнам и избавляться от привычки извлекать каждую ноту отдельно.
Упражнение второе. Теперь во время игры подключаем левую руку и также четко скользим медиатором, стараясь добиться синхронности обеих рук.
Упражнение третье. В нем добавлен пул от 17-ого лада к 12-ому. Довольно популярно добавление различных приемов во время свипа.
Упражнение четвертое.
Упражнение пятое. Его играйте медленно и обязательно под метроном. Уделяйте внимание технике перекатывания пальцев.
Упражнение шестое. Предлагаем Вам четырехструнный свип.
Упражнение седьмое.
Упражнение восьмое. Первые четыре ноты ударом вниз, затем удар вверх, пул, вверх и все повторяется.
Упражнение девятое. Данное упражнение схоже с предыдущим, но построено триолями.
Упражнение десятое. Теперь попробуйте сыграть свип на всех шести струнах.
Упражнение одиннадцатое. Арпеджио аккордов Hbmaj7 и Dm7.
Упражнение двенадцатое. Диатоника Соль мажор.
Упражнение тринадцатое. В нем содержится большое количество пулов и хаммеров, а также всевозможных переходов.
Предлагаем Вам также отдельный блок разных упражнений на тренировку свипа. Их особенностью являются игра на нескольких струнах и исполнение более сложных пассажей.
Не забывайте о том, что каждое упражнение необходимо играть медленно и чисто. Не спешите и только после того, как предыдущее упражнение у Вас получается хорошо, ускоряйте темп, а затем переходите к следующему. Целью, к которой гитаристу необходимо стремиться, является качественная игра свипом в темпе 100 ударов в минуту. Уделяйте ежедневно достаточно времени на развитие данной техники и уже скоро Ваше мастерство заметно возрастет. Желаем удачи!