История музыкального стиля хард-рок (hard rock) уходит своими корнями к далеким 1960-м. Дословно название жанра следует понимать как «жесткий», «тяжелый» рок. Понятие включает в себя широкое многообразие различных ответвлений рок-музыки, которые обособленно существуют в виде уникальных направлений. «Тяжелыми» для слушателя выступают гитарные риффы с применением эффекта овердрайв, а также акцентированная связка бас-гитары с ударной установкой.
История жанра
Середина 60-х стала именно тем периодом, когда начались поиски новых направлений, появилась тенденция к утяжелению. Значительным образом этому поспособствовало развитие усилителей для электрогитары, позволяющих добиться ярко выраженного и окрашенного «перегруза». Коллективы из США и Великобритании постоянно экспериментировали со своим звучанием. Основы хард-рока в тот период заложили группы The Beatles, The Rolling Stones, The Yardbirds , The Who, а также гитарист-виртуоз Джими Хендрикс.
The Rolling Stones
Бурное развитие
Начало и середина 70-х годов считаются именно теми важнейшими периодами, когда появились первые полноценные хард-рок группы. Первопроходцами, которые затем стали настоящими монстрами хард-рока, принято считать команды Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin.
Deep Purple
Творчество последователей основывалось на подражании этим коллективам. Наблюдалась глобальная переориентация музыкальной направленности в сторону «утяжеления». На основе «классической школы» хард-рока появилась целая плеяда коллективов, отдельные представители которой стали полноценными звездами мирового масштаба: Nazareth, Uriah Heep, Queen, Scorpions, UFO и множество других.
Scorpions
Nazareth
Особенности хард-рока
Композиции данного уникального жанра построены на тяжелых перегруженных гитарных риффах. Психоделия широко распространена в хард-роке. Стандартным размером харда стали привычные и легко воспринимающиеся слушателем четыре четверти. Бас-гитара дублировала бит на бас-бочке, создавая определенную плотность и низкочастотность в общем звучании. Гитары, использовавшие ламповый перегруз, максимально подчеркивали нижнюю середину и верх. Характерной особенностью того периода можно назвать «выбивание» звука из струн для максимальной тяжести, что требовало от гитаристов активной работы медиатором и приложения немалых усилий во время игры. Такая особенность была продиктована тем фактором, что сустейн первых усилителей не имел значительного запаса, а длительность звучания взятой ноты была сильно ограничена.
Вокал имел тенденцию к стремлению петь в максимально возможном среднем и верхнем диапазоне. Стоит отметить характерную хриплость голоса и легкую небрежность в манере исполнения, особенно в ранний период становления жанра. Внезапное использование высоких фальцетных нот зачастую выделяет манеру пения в стиле хард-рок.
Широкое применение клавишных электроинструментов стало неотъемлемой частью любой хард-роковой композиции. Клавиши имели практически равнозначную роль сравнительно с ритм и соло электрогитарой, занимая статус не только фонового, но и солирующего инструмента. Большой популярностью среди музыкантов пользовался орган Хаммонда.
Орган Хаммонда
Значительный вклад в дальнейшее общее развитие жанра, особенно во время концертов, сыграла импровизация. Такой подход обеспечил хард-року постоянную модернизацию, которая подпитывалась живой концертной энергетикой. Исполнители хард-рока черпали вдохновение из толпы и общей атмосферы, а искрометные продолжительные соло игрались практически на всех инструментах, включая барабаны. Эти особенности стали неотъемлемой частью любого концерта.
Хард-н-хэви
Музыка хард-рок получила очередной виток своего развития в 1980-х. Крайне популярное направление под названием хард-н-хэви заняло своеобразное промежуточное положение между hard rock и набирающим популярность хэви-металл. Коммерческий успех поражал. Огромной славой по всей планете пользовались как группы нового поколения, тяжелые Guns N' Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, так и заслуженные «классики» из 1970-х, представившие миру свои новые творения в новом тогда стиле. Ставший культовым исполнителем Оззи Осборн, группа Whitesnake, а также многие другие музыканты «старой школы» успешно продолжили творчество в развивающемся жанре. Немалую популярность имели и те группы, которые появились ближе к середине 1970-х годов: Aerosmith, AC/DC, Judas Priest, Scorpions и т.д.
Хард-рок в России
Западные тенденции нашли свое уникальное отражение в творчестве различных коллективов на территории бывшего СССР. В ранний период 1960-х было принято копировать западных грандов и исполнять кавер-версии популярных композиций. Считалось, что русский язык плохо подходит для формирования текстов в данном музыкальном направлении. Первые тексты на русском подбирались таким образом, чтобы копировать английское произношение. Наиболее ярким представителем стала группа «Интеграл». Позже русский рок стал намного более самобытным. Отнести к жанру русский хард-рок можно многочисленные коллективы отечественной рок-сцены: Алиса, Пикник, Чёрный кофе и другие.
Чёрный кофе